Чему обучают ребёнка в детском саду
Образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) определяет содержание образования воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 204 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» города Красноярска (далее по тексту – ДОУ) разработана в соответствии Федеральной образовательной программой утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028.
Программа позволяет реализовать основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания. Программа определяет базовый объем и содержание дошкольного образования (далее – ДО), планируемые результаты освоения образовательной программы.
Программа определяет объем обязательной части и составляет не менее 60% от общего объема программы и части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%. Содержание и планируемые результаты Программы должны быть не ниже планируемых результатов Федеральной программы.
Программа содержит целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом разделе представлены: цели, задачи, принципы её формирования; планируемые результаты освоения, подходы к педагогической диагностике достижения планируемых результатов.
Содержательный раздел Программы включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации, особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способы поддержки детской инициативы; взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно- развивающей работы (далее - КРР) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел входит рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел Программы включает описание психологопедагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО; материальнотехническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, а также примерные перечни художественной 5 литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных произведений. В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах, учебный, календарный график, план воспитательной работы.
Программа завершается дополнительным разделом, в котором представлена краткая презентация Программы, ориентированная на родителей воспитанников МБДОУ. ДОУ предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива образовательного учреждения и других участников образовательных отношений, а также с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов, возрастных возможностей.
Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов ДО, зафиксированных во ФГОС ДО. При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.